РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН от 14 января 1993 г
N 4292-1
ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ
ОТЕЧЕСТВА
Уважительное отношение к памяти
погибших при защите Отечества или его интересов является священным
долгом всех граждан.
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Увековечение памяти
погибших при защите Отечества.
Увековечению подлежит
память: погибших в ходе военных
действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении
служебных обязанностей при защите
Отечества; погибших при выполнении
воинского долга на территориях других
государств; умерших от ран, увечий
или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от
времени наступления указанных последствий, а также пропавших без
вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач
или при выполнении служебных
обязанностей; погибших, умерших в
плену, в котором оказалось в силу сложившейся боевой обстановки, но
не утративших своей чести и достоинства, не изменивших
Родине. Дань памяти воздается и
иностранным гражданам, погибшим при защите
России. Кроме того, увековечивается
память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите
Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в
историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего
Отечества.
Статья 2. Формы увековечения памяти
погибших при защите Отечества.
Основными формами
увековечения памяти погибших при защите Отечества
являются: сохранение и
благоустройство воинских захоронений, установка надгробий,
памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и
объектов, увековечивающих память
погибших; сохранение и обустройство
отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при
защите Отечества; занесение фамилий
погибших при защите Отечества и других сведений о них в книге
Памяти; создание мемориальных
музеев, организация выставок, вооружение на местах боевых действий
памятных знаков; публикации в
средствах массовой информации материалов о погибших при защите
Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных
их подвигам; присвоение фамилий и
имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и
площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям,
в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям
и судам; установление памятных дат
и Всероссийского дня Памяти. По
решению органов государственной власти и управления, общественных
объединений могут осуществляться и другие мероприятия по
увековечению памяти погибших при
защите Отечества.
Раздел II
Захоронения погибших при защите отечества
Статья 3. Захоронения погибших при
защите Отечества
Захоронения
погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями,
памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими
мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими
захоронениями. К ним относятся:
военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские
участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на
общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших,
места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых
кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Статья 4. Порядок захоронения
(перезахоронения) погибших при защите Отечества
Захоронение (перезахоронение)
погибших при Защите Отечества осуществляется с отданием воинских
почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов.
Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и
кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные орган
власти и управления и органы военного
управления. Захоронения
непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой
работы, организуют и проводят местные органы власти и
управления. При обнаружении
останков военнослужащих армий других государств захоронение
производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием
представителей соответствующих организаций этих
государств. Перезахоронение
останков погибших проводится по решению местных органов власти и
управления с обязательным уведомлением родственников
погибших. Захоронение погибших в
ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями
уставов, приказов и директив командования.
Статья 5. Государственный учет,
содержание и благоустройство воинских
захоронений Воинские захоронения
подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации
их учет ведется местными органами власти и управления, а на
территориях других государств - представительствами Российской
Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается
мемориальный знак и составляется
паспорт. Воинские захоронения
содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите
жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами
международного
права. Ответственность за
содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации
возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых
территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.
Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на
территориях других государств, осуществляются в порядке, который
определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Статья 6. Обеспечение сохранности
воинских захоронений В целях
обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они
расположены, местными органами власти и управления устанавливаются
охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке,
определяемом законодательством Российской
Федерации. Выявленные воинские
захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет
подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего
Закона. Проекты планировки,
застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов,
строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости
обеспечения сохранности воинских
захоронений. Строительные,
земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть
повреждены воински захоронения, проводятся только после согласования
с местными органами власти и управления и органами военного
управления. Предприятия,
организации, учреждения и граждане несут ответственность за
сохранность воинских захоронений, находящихся на землях,
предоставленных им в пользование. В случа обнаружения захоронений на
предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные
органы власти и управления и органы военного управления.
Статья 7. Восстановление воинских
захоронений Пришедшие в негодность
воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты,
увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными
органами власти и
управления. Предприятия,
учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении
воинских захоронений, обязаны их восстановить.
Раздел III
Поисковая работа
Статья 8. Организация поисковой
работы В целях выявления
неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков,
установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится
поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и
проводится общественными объединениями, уполномоченными на
проведение такой работы органами государственной власти и
управления. Проведение поисковой
работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие
воинских захоронений в порядке самостоятельной инициативы
запрещается.
Статья 9. Порядок проведения
поисковой работы Порядок проведения
поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными
актами, издаваемыми органами государственной власти и
управления. Захоронение выявленных
в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в
соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные
неизвестные ранее воинские захоронения после их обслуживания, учета
и регистрации благоустраиваются силами местных органов власти и
управления с участием воинских частей, дислоцированных на
соответствующих
территориях. Найденные оружие,
документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы
военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения
экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды
погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие
передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные
средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их
боевое применение, могут передаваться для экспонирования в
музеи. Об обнаружении взрывоопасных
предметов немедленно сообщается в орган военного управления, которые
в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или
уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы
взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка
запрещается.
Раздел IV
Органы управления,
осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите
отечества, и их полномочия.
Статья 10. Органы управления,
осуществляющие работы по увековечению памяти погибших при защите
Отечества Руководство работой по
увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация
возлагаются на специальный орган при Правительстве Российской
Федерации, состоящий из штатных работников министерств и ведомств,
занимающихся решением вопросов увековечения памяти
погибших. Деятельность указанного
органа осуществляется в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации. Работу по
увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и
проводят Министерство обороны Российской Федерации, Министерство
безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел
Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской
Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации,
Министерство печати и информации Российской Федерации, Министерство
культуры Российской Федерации, а также местные органы власти и
управления.
Статья 11. Полномочия органы
управления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших
при защите Отечества Специальный
органы по увековечению памяти погибших при защите Отечества при
Правительстве Российской
Федерации: руководит работой по
увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее
координацию; разрабатывает
государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на
основе который организуется и проводятся мероприятия по увековечению
памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок
финансирования указанных
мероприятий; организует центральный
учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите
Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территории
других государств; осуществляет
взаимодействие с другими государствами по содержанию и
благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение
Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров
и соглашений о статусе воинских
захоронений; организует пропаганду
подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в
средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в
ходе поисковой
работы; рассматривает предложения
граждан, местных органов власти и управления, общественных
объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти
погибших при защите Отечества и принимает меры по их
реализации; осуществляет контроль
за исполнением настоящего
Закона. Министерство обороны
Российской Федерации: по поручению
специального органа по увековечению памяти погибших при защите
Отечества при Правительстве Российской Федерации разрабатывает планы
и программы военно-мемориальной
работы; участвует в подготовке
проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских
захоронений, расположенных на территориях других государств, и
захоронений военнослужащих армий других государств на территории
Российской Федерации; ведет учет
воинских захоронений и погибших
военнослужащих; координирует
выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по
паспортизации воинских захоронений на территории Российской
Федерации и на территориях других
государств; совместно с зарубежными
представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших
военнослужащих и их
перезахоронении; участвует в
организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите
Отечества; рассматривает запросы
граждан по выяснению судеб пропавших без вести
родственников. Органы военного
управления: принимает участие в
работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите
Отечества; оказывает практическую
помощь местным органам власти и управления, общественным
объединениям в проведении поисковой работы, захоронении
(перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских
захоронений; осуществляют
документальный прием оружия, военной техники и других материальных
средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение,
учет и экспертизу на предмет дальнейшего
использования; участвует в
выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на
территориях других государств, осуществляют их
учет; ведут работу по установлению
сведений о погибших и пропавших без
вести; оказывают помощь в
подготовке материалов для издания
книг Памяти. Министерство
безопасности Российской
Федерации: ведет учет погибших из
числа своих сотрудников; принимает
участие в установлении сведений о пропавших без
вести; участвует в подготовке
материалов для книг
Памяти. Министерство внутренних дел
российской Федерации: обеспечивает
общественный порядок при проведении поисковой
работы; в установленном порядке
осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе
поисковой работы; ведет учет
погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних
дел; принимает участие в
установлении сведений о пропавших без
вести; определяет порядок издания
книг Памяти в системе
Министерства. Министерство
иностранны дел Российской
Федерации: разрабатывает проекты
межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности
и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других
государств, захоронений военнослужащих армий других государств на
территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих
договоров и соглашений; через свои
представительства в других государствах осуществляет мероприятия по
установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий,
вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на
территориях других государств, организует учет и паспортизацию
воинских захоронений на территориях других
государств; согласовывает с
соответствующими организациями государств, на территориях которых
находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на
захоронениях мемориальных знаков, а также об их
благоустройстве; регулирует порядок
посещения воинских захоронений родственниками погибших на
территориях других
государств; устанавливает порядок
посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации
родственниками погибших (умерших) - гражданки других
государств. Служба внешней разведки
Российской Федерации: ведет учет
погибших из числа своих
сотрудников; принимает участие в
установлении судеб пропавших без
вести; участвует в подготовке
материалов для книг
Памяти. Министерство печати и
информации Российской
Федерации: обеспечивает
полиграфическую базу для издания Всероссийской, республиканских,
краевых, областных и городских (городов Москвы и Санкт-Петербурга)
книг Памяти; обеспечивает
регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске
погибших, пропавших без
вести. Министерство культуры
Российской Федерации: организует
проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших
при защите Отечества; принимает
участие в сооружении памятников и мемориалов, создании экспозиций и
выставок, мартирологов жертв фашизма, в работе по благоустройству
мест воинских захоронений, реконструкции надгробий и памятников
погибших, классификации и паспортизации воинских
захоронений. Местные органы власти
и управления: организует
планирование и реализацию программ, направленных на увековечение
памяти погибших при защите
Отечества; осуществляют мероприятия
по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений,
мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших
при защите Отечества, которые находятся на их
территориях; проводят паспортизацию
и учет воинских
захоронений; привлекают
общественные объединения для проведения поисковых
работ; осуществляют связь и
взаимодействие с организациями других государств по сохранению и
благоустройству воинских
захоронений; создают резерв
площадей для новых воинских
захоронений; руководит изданием
книг Памяти; контролирует
исполнение настоящего закона и при обнаружении нарушений принимают
меры по их устранению.
Раздел V
Финансовое и
материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению
памяти погибших при защите отечества, ответственность за нарушение
настоящего закона
Статья 12. Финансовое и
материально-технические обеспечение мероприятий по увековечению
памяти погибших при защите
Отечества Расходы на проведение
мероприятий, связанные с увековечением памяти погибших при защите
Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и
объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а
также на организацию выставок и других мероприятий могут
осуществлять за счет бюджетов национально-государственных и
административнотерриториальных образований, внебюджетных фондов, а
также добровольных взносов и пожертвований юридических и
физических лиц. Расходы
на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации
мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите
Отечества, финансируются из республиканского бюджета Российской
Федерации. Расходы на содержание и
благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях
других государств, и захоронений военнослужащих армий других
государств на территории Российской Федерации осуществляются на
основе межгосударственных договоров и
соглашений. Порядок
материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим
Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите
Отечества определяется Правительством
Российской Федерации.
Статья 13. Ответственность за
нарушение настоящего Закона Все
воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные
сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите
Отечества, охраняются
государством. Лица, виновные в
нарушении настоящего закона, несут административную, уголовную или
иную ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.
ПРЕЗИДЕНТ Российской
Федерации Б.ЕЛЬЦИН
|